Умные разговоры за завтраком

Глубинная трансформация
10.12.2018
Некоторое время назад я рассматривал спиральную динамику и пытался применить ее в развитии участников на примере небольшой исследовательской группы. Оказалось, что первые три уровня – бежевый, фиолетовый и красный – примерно соответствуют нижним чакрам, и переход с уровня на уровень соответствует стадиям развития человека. А дальше начинается расхождение: вместо раскрытия сердечного центра появляются законы и правила (синий уровень) и т.д.

То есть, естественные этапы развития человека подменяются этапами развития его ума – собственно, это и есть точка отклонения в развитии цивилизации!

Этот путь связан с незнанием себя, своей глубинной природы – и глубоким недоверием к окружающему миру и к себе, попыткой взять его под контроль и/или бороться с ним. Этот подход связан с созданием «картины мира» и «собственного образа», и последующим поддержанием и того, и другого.

читать
Но мир/жизнь/вселенная – динамична, живет и развивается по своим законам. Удерживая свою картину мира, человек создает все больший разрыв между ней и реальностью – до тех пор, пока в этот разрыв не проваливается кусок жизни – отношения, или бизнес, или образ себя. Как же так – вопрошает тогда этот человек,- все же было нормально? Почему она ушла/бизнес рухнул/я не справился? Ведь до этого все работало?

И тогда начинается корректировка картины мира. В лучшем случае человек настраивает свой инструмент создания картины – собственный ум, учась различать более тонкие нюансы происходящего – и переходит на следующий уровень.

В худшем – просто пробует начать заново по тому же сценарию. Тогда он гоняет по кругу.

То есть, сталкиваясь с ситуацией, такой человек пытается найти «решение» - тот наилучший или единственно возможный вариант действий, который поможет в этой ситуации. Для этого он «общается» не с живой ситуацией, а со своей картиной ее. И тогда его эффективность определяется степенью адекватности его картины и интеллектуальными способностями поиска решения на основании этой картины (при условии, что это решение в рамках этой картины вообще существует).

При таком подходе схема взаимодействия с миром

Ум -----------------> Воля
Сердце

В этом случае решения принимаются умом и реализуются волей. Сердце – источник приятных/неприятных эмоций, мешающих и нарушающих ясность мысли.

Каков альтернативный вариант?

Ключом к осознаванию для меня стала программа «Развитие сердца воина», которую я сначала проходил как участник, а затем стал ее ведущим – с благословения ее автора – буддистского мастера Джигме Ринпоче.

Целью программы было именно раскрытие сердца, и я, как человек старательный, целеустремленный и приверженный, несколько лет выполнял центральную практику этой программы – медитацию на раскрытие сердца. Правда, под контролем ума. В результате я научился медитировать, мой ум развился до возможности чувствовать и различать тончайшие состояния – свои и других людей (что мне очень помогло в моей тренерской и консультационной работе), усилилась также и моя способность тонко контролировать все происходящее.

Качественные изменения я стал замечать только в ходе проводимой мной программы «жизнь как поток» второй ступени, где мы исследуем состояние потока и создаем условия для его возникновения в нашей жизни.

У меня не было конкретного плана программы – это был чистый эксперимент. Я примерно представлял, куда мы движемся – основной вектор. Но у меня не было представления, как мы туда попадем. Был предполагаемый набор новых инструментов – сильных и эффективных, но не было понятно, как и в каком сочетании их применять. Каждая встреча была спонтанной, и, поскольку не было конкретного плана, я каждый раз старался чувствовать, что сейчас рождается, какой запрос проявляется в пространстве группы через высказывания/молчание/реакции/поведение участников. Я через это пространство взаимодействия как будто ощущал каждого участника круга «изнутри» и весь круг в целом. Это чувствование было глубинным, я как бы ощущал зарождение и угасание неких возможностей – хаотический процесс, который был открытым для взаимодействия. И, если мне удавалось оставаться без представлений о том, что «нужно» нашему кругу, сохраняя состояние «слушания», среди происходящего «хаоса» мелькала какая-то мысль, какое-то предложение, которое глубоко отзывалось во мне, и, включаясь в это предложение, поддержав его простым обращением внимания, любой участник (иногда это был я, но не обязательно) его актуализировал, начиналось «развитие темы». И эта тема, как правило, была не запланированной, новой, творческой и интересной для всего круга.

Это был качественно другой способ взаимодействия с пространством группы, влияния на ее развитие – изнутри, из живого взаимодействия, без оценок. И это было взаимодействие из сердца и через сердце.

Кроме аналитического ума, человек обладает глубинной мудростью, которая потенциально содержит ответы на любые вопросы – не как набор файлов с записями (это часто бывает у «ученых» людей, людей с энциклопедическими знаниями), а как внутреннее глубинное знание, живой отклик на текущую ситуацию. У большинства людей контакт «обычного» ума с глубинной мудростью отсутствует, поэтому, как говорила героиня одного из рассказов Виктории Токаревой, «вообще-то я умная, но живу как дура». Иногда, в критических ситуациях, когда ум затихает, глубинная мудрость может проявиться как голос интуиции.

Самый короткий и надежный путь к установлению контакта со своей глубинной мудростью – через -та-дам- сердце!

Открывая сердце и устанавливая с ним контакт, мы начинаем воспринимать мир напрямую, через прямое глубокое взаимодействие. Мы становимся «со-творцами» каждого мгновения, участвуя в развитии ситуации, в раскрытии потенциала, который в этой ситуации заложен. Ситуация развивается «из себя самой», из собственной глубинной мудрости, с которой мы и взаимодействуем через нашу глубинную мудрость. И тогда одновременно возникают два синхронизированных потока – условно внешний – выражающийся в спонтанном складывании обстоятельств наилучшим образом, и условно внутренний – как переживание глубокого единства с происходящим, и блаженства, рождающегося в этом взаимодействии – того самого счастья.

Сердце -----------> Намерение
Ум

Ум при таком взаимодействии присутствует и используется по прямому назначению – как инструмент расчетов, анализа (при необходимости), для общения, для перевода на «человеческий» язык тонких глубинных процессов.

То есть глубинная трансформация – это путь от ума к сердцу.

К счастью/к сожалению, понять и даже решить, что ты выбираешь этот путь – недостаточно. Преодолеть глубочайшую привычку своего ума все контролировать совсем не просто, однако возможно.

Собственно, программа «Жизнь как Поток» и помогает решать эту задачу – совершить этот переход.

Структура личности и развитие
10.06.2018
Что отличает зрелую личность? Чем ее жизнь отличается от жизни обычного человека? Как развиваться в направлении большей зрелости? Эти вопросы возникают перед каждым человеком, заботящимся о своем развитии. Стояли они и передо мной. И, наблюдая за собой и за участниками программы «Жизнь как поток», я сформулировал для себя ответы на эти вопросы. Возможно, эти ответы окажутся интересными еще для кого-то.
читать
Итак, что для меня отличает зрелую личность?

-осознанность, позволяющая наблюдать за внутренними процессами – ощущениями, эмоциями, мыслями;
-способность взаимодействовать с внутренними процессами, влиять на них;
-опора на свои глубинные ценности;
-постоянное развитие, осознание вызовов жизни и движение им навстречу;
-эмоциональная зрелость, восприятие себя, а не других, как источник своих эмоций.

Способность переживать сильные эмоции, способность управлять своими эмоциями;
-способность к эмпатии;
-осознание особенностей своей личности, своей структуры, своей уникальности и опора на нее, при этом – постоянное развитие;
-расширение диапазона восприятия в сторону более тонких процессов, состояний и переживаний;
-способность держать напряжение, действовать эффективно в условиях психологического давления;
-открытый ум, способность воспринимать различные взгляды и точки зрения без потери контакта со своим центром и своими ценностям;
-эмоциональная открытость, способность обсуждать свои эмоции и переживания с другими, когда это уместно;
-высокая целостность и центрированность.

Понятно, что этот список может быть бесконечным, и разным для разных людей. Я выбирал те категории, которые актуальны для моего развития и, главное, на которые я знаю, как влиять.

Отдельно хотел бы рассмотреть последние категории: целостность и центрированность.

Целостность личности – это означает, что:
личность не состоит из частей
личность не имеет провалов

Части личности – в психологии называются «субличности» - это относительно независимые, автоматические совокупности привычных способов восприятия и реагирования. Например, может быть субличность «сын» или «дочь», которая всегда включается, когда ты разговариваешь с родителями или кем-то на них похожим (иногда так воспринимается начальник). Ты чувствуешь себя младше и слабей, хотя ты уже вполне взрослый, и в других ситуациях сил вполне хватает. Это особенность субличности – ресурсы и способности ограничены. Субличность воспринимает мир определенным, только ей свойственным способом. И когда ты «переключаешься» из одной субличности в другую, восприятие мира, самоощущение и возможности меняются.

Субличности конфликтуют, объединяются или живут независимо друг от друга. Каждая хочет чего-то своего, борется за что-то свое и защищается от чего-то. Поэтому человек, у которого сильны субличности, ведет себя противоречиво – вечером решает одно, а утром действует по-другому, и это не про гибкость.

У целостного человека субличностей нет, остались пустые «скорлупки». Эти скорлупки – это роли. Он в разных ситуациях действует по-разному, в том числе, входя в скорлупку и играя соответствующую роль «сына/дочери», отца, начальника… Разница роли по отношению к субличности в том, что:
- он может выйти из роли в любой момент;
- ему доступны все ресурсы личности.

Провалы личности – слабые места, точки нарушения целостности. Например, если ты ведешь бизнес не «в белую», это создает точку уязвимости, которой могут воспользоваться. Если ты сказал жене, что идешь в кино, а сам пошел на свидание-каждый раз, когда жена будет заводить разговор об этом фильме, ты будешь чувствовать, как будто на мгновение почва уходит из-под ног.

Провалы личности создает ложь: маленькая – маленькие, большая-большие. Поэтому целостные люди не лгут. А если лгут – они не целостные.

Центрированность означает, что личность сформирована вокруг одного центра, и чем большая часть личности собрана вокруг центра, тем целостнее личность. «Он знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть» - это пример центрированной и одновременно целостной личности. Человек живет одной темой-той, которая в центре. И чем «плотнее» эта тема в нем, тем более «приземленная» личность. Чем выше (тоньше, глубже) центр, тем более развита личность в культурном или духовном ( в зависимости от уровня реализации) плане.

Таким образом, целостность и центрированность – это об одном и том же, но с разных ракурсов: целостность – мера собранности/разбросанности личности, а центрированность определяет, вокруг чего личность собрана.

Таким образом, развитие личности включает работу по устранению провалов, интеграции частей в одно целое вокруг максимально высокого/глубокого центра, с которым у личности есть контакт.



Про счастье
06.03.2018
Счастье — это ключевая категория нашего бытия. Мысли и рассуждения о счастье, разговоры о счастье, поиск счастья — это важная часть жизни любого человека, преодолевшего уровень выживания. При этом у каждого свои представления о счастье.
читать
Для кого-то — это возможность стремительно лететь по волнам на доске или с горы на сноуборде, прыгать с тарзанки.
Для кого-то — заниматься любимым делом: разбирать коллекцию марок, или готовить еду.
Для кого-то — творить: писать музыку, картину, стихи или прозу.
Для кого-то — быть в команде единомышленников, чувствовать плечо друга, вместе делать что-то увлекательное.
Для кого-то — чувствовать биение сердца близкого человека, ощущать близость.
Для кого-то — погружение во внутренний мир: медитация, созерцание, единение с природой.
Для кого-то — исследовать, познавать новое, решать нестандартные задачи, делать открытия.
Для кого-то — путешествовать, открывать новые места, заводить новые знакомства…
А кто-то получает удовольствие от сочетания разных вариантов.
Что общего в этих, столь различных, способах быть счастливым? И можно ли быть счастливым за пределами привычного, свойственного именно тебе, способа?

Объединяющим эти переживания является:
Осознанное присутствие: чем бы ты ни занимался, тебе нужно полностью присутствовать в этом действии. Если ты действуешь привычно, автоматически, краешком внимания — наслаждения не будет. Быть в моменте, соединенным со своими чувствами и ощущениями — именно через них мы и переживаем счастье. Быть открытым переживанию счастья. Если ты захвачен страхом или любой негативной эмоцией, занят контролем происходящего — счастья не видать.

Несмотря на кажущуюся простоту и очевидность этих формулировок, реализовать эти пункты не так-то просто, иначе мы бы видели вокруг много счастливых людей, да и сами переживали бы счастье, а не читали статьи о нем.

В чем же сложность? Ведь известно изречение В.Г. Короленко «Человек создан для счастья, как птица для полета». Что же наша птица не летает? Или мыслитель ошибался? У него есть и второе изречение: «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него».
То есть, если смотреть с позиции человека, счастье то есть, то нет.
Но если смотреть с позиции счастья, человек то есть, то нет.
Где же находится человек, когда его нет с точки зрения счастья?
Он думает, боится, контролирует, надеется, старается, доказывает, опровергает, скучает, обижается, чувствует вину, завидует, ревнует – в общем, живет обычной жизнью – при условии, что он этой жизнью (точнее, своим умом, который все это делает) полностью захвачен. Если же он присутствует, наблюдает за своими переживаниями, то есть ОСОЗНАН — ситуация меняется.

Таким образом, у нас два способа чаще быть там, где есть счастье: осознанность и… занять чем-то свой ум так полно, чтобы у него не хватало ресурса выдергивать нас из переживания счастья. Это состояние называется потоковое переживание. Оно глубоко исследовано и описано в книге «Поток» Михаем Чиксентмихайи, американским ученым.

Он предлагает следующие условия для возникновения потока:
Во-первых, задача, которую ставит себе человек, должна быть для него посильной.
Во-вторых, он должен иметь возможность сосредоточиться.
В-третьих и в-четвертых, концентрация, как правило, становится возможной потому, что задача позволяет четко сформулировать цели и немедленно получить обратную связь.
В-пятых, в процессе деятельности увлеченность субъекта настолько высока, что он забывает о повседневных тревогах и проблемах.
В-шестых, занятия, приносящие радость, позволяют человеку ощущать контроль над своими действиями.
Седьмая особенность этого состояния заключается в том, что осознание своего Я в момент совершения действия как будто исчезает, зато после окончания потокового эпизода оно становится сильнее, чем раньше. Наконец, изменяется восприятие течения времени: часы превращаются в минуты, а минуты могут растягиваться в часы.

Сочетание всех этих составляющих порождает чувство настолько глубокой радости, что люди не жалеют сил, чтобы снова и снова испытывать ее. Если научиться улавливать состояние счастья, сам внутренний настрой, то при некоторой тренировке можно постепенно переносить его на те моменты и виды деятельности, где изначально счастьем и не пахло. И это наш шанс чаще появляться там, где счастье.
Мужское
и женское
25.12.2017
Тут провел я неделю в компании крепких и веселых мужиков — дайверов. Они ныряли в Голубое озеро — это на Кавказе, в Балкарии. Их привлекли для исследования: озеро глубоко и полно загадок. Нет, сам я никуда не нырял, не умею. Просто приехал в отпуск к другу-дайверу. Больше тридцати лет дружим, а видимся очень редко: он всегда где-то под водой.

читать
Мы поселились в гостинице у озера, в номере с балкончиком, двумя узкими кроватями и сломанным бачком унитаза. Когда я стал доставать из сумки свои майки-носки и аккуратно складывать в шкафчик, друг усмехнулся: «Лёха! Бросай ты все как попало. Чем меньше порядка, тем лучше!»

Я на мгновенье задумался, набрал воздуха и сам нырнул. В почти забытую цивилизацию «первобытных мужчин». Где можно почти не мыться, заваливаться спать хоть в ботинках, где курят везде, и ни одна зараза не будет с утра свиристеть про порядок, чистоту и комфорт. Я радостно побросал майки, куртку, носки, джинсы в кучу на старый табурет. Друг удовлетворенно кивнул и затянулся сигаретой: «А чай будем делать в кружке, вон там кипятильник». Мне захотелось выскочить на наш балкончик, закричать: «Свобода-а-а-а!» И чтобы эхо разнесло мой дикий вопль по всему Кавказу.

Пару раз наш номер прибирала местная горничная, хлопотунья с веничком, складывала вещи. Но вскоре приходили мы и за пятнадцать минут восстанавливали густой мужской хаос. Вдали от плексигласовой Москвы мне выпал счастливый шанс встряхнуться и вспомнить, что чашечка хорошего кофе с утра — не такой уж незыблемый ритуал, можно без нее. Что чуть вывихнутая в горах нога — не повод трагически декламировать: «Врача! Врача! Полцарства за врача!» Сама пройдет.

За эту блаженную неделю я ни разу не услышал слов «милонов», «трамп», «либералы». Они растворились в горном тумане. Вместе со столичными хрупкими трепачами. К числу которых сам принадлежу. Вечерами мои мужики садились чуть-чуть выпивать и либо обсуждали планы на завтра, либо вспоминали минувшие дни и как они ныряли — то на лежащий в водах Балтики парусник «Лефорт», то в мексиканские сеноты. Они ни разу не спросили у меня про мою работу и знаком ли я с Федором Бондарчуком. Они не смотрят телевизор. В их мире нет никакого путина-шмутина. Есть только дело. Когда на нашу брутальную вечеринку вдруг заглянул кто-то из дам, мужики вскочили, сразу налили девушке стакан вина, придвинули тарелку с большими ломтями свежего сыра. И мгновенно перестали материться. Один вдруг сгоряча произнес слово «жопа» и тут же извинился перед девушкой. Это цивилизация очень простых и чистых правил.

Из такой же цивилизации был мой отец — геолог, охотник, горнолыжник. Который сам себя называл «бродягой». Мама его очень любила. Знала все про его «баб», которые страстно вились вокруг, прощала ему то, что он морщился при одном звуке слова «загс». Просто очень любила. Я нашел как-то его письмо к маме, где он кратко объяснял всю свою немудреную философию. Семья — это не для него. Сидеть в квартире с центральным отоплением — тоже не для него. И ничто его не исправит. Первобытный мужчина.

Мама любила отца и после того, как он ушел навсегда, в сорок лет. К ней потом сватались всякие, мама была женщиной привлекательной. Она отшучивалась. Пенелопа всегда ждет Одиссея. Даже после его смерти.

Думаю, отец жил разумно и верно. Насколько разумным мы, вырожденцы, можем считать сплав в одиночку по северной реке или блуждание по сопкам с ружьем. Мне от него передалась, увы, только необузданная любовь к девушкам. Маловато. И так же разумно и верно живут мои дайверы. Живут согласно древним инстинктам, которые много-много веков содой, хлоркой и розовым маслом вытравляли из нашего организма хитрые женщины. И в конце концов почти вытравили, победили. Усадили нас около себя и центрального отопления. «Разве тебе плохо, котик? Принести пива?» Котику хорошо, котик разнежился, отупел, собирает фарфор, строчит в фейсбук, таскается на балы, ходит к цирюльнику подравнивать бородку, последний дюйм мужественности. Женщина умиляется: «Мой-то, мой — вон какой!» Поймала, ведьма. Вскрыла ночью грудную клетку. Съела сердце. Запила кровью.

Семья — это предел мужского падения. Семья — это колоссальное надувательство, грандиозная фикция, которую умело и ласково соткали наши буйноволосые ведьмы, едва мы встали на ноги. Навязали нам. Мы и поверили, лохи.

Мужчине семья не нужна. Она нужна «котику». Мужчине нужны лишь три вещи. Дело, девушки, дорога. Такое мужское Три Д. Мужчина — это тот, кто всегда уходит. Только таких и любят. Проклинают, но любят. Потому что не поймала, потому что обломала зубы об его сердце, не прожевать. А он усмехнулся, закурил, шагнул за порог: «Не спрашивай, когда вернусь».

Где в литературе найдете убедительного персонажа, который бы сидел дома, растил детей и жрал котлеты? От авантюриста Луция в апулеевских «Метаморфозах» до раздолбаев Довлатова — все неприкаянные бродяги. Включая моего любимого Карлсона. Когда мужчина заводит семью — это конец романа. Клиническая смерть. Дальше — тишина и упитанная Наташа Ростова. Разве что выстрел пушкинского Сильвио развеет тоску. «…Жена лежала в обмороке; люди не смели его остановить и с ужасом на него глядели; он вышел на крыльцо, кликнул ямщика и уехал, прежде чем успел я опомниться». Спасибо, Александр Сергеич, за этого пацана.

Идеальный мир — он таков: в городах живут женщины и дети. А по дорогам бредут мужчины.Воины, геологи, философы, охотники, циркачи, монахи, аферисты и шабашники. Они сходятся вместе, чтобы повоевать, устроить потеху, возвести сверкающий дворец или напиться. И расходятся. Они быстро забывают лица своих вчерашних женщин. Но их ждут новые, уже машут платочками с башен. «Я всеми принят, изгнан отовсюду», как говорил Франсуа Вийон, средневековый бродяга.

…На одну неделю я восстановил свой первобытный статус-кво. Вернулся туда, откуда ушел тысячу лет назад. Только эсэмэски бывших жен нарушали писком гармонию, впрочем, нечасто. Одну неделю я жил по-человечески, когда можно заваливаться спать в ботинках и курить где хочется. Когда ты грязен, весел и свободен. Когда над головой звездное небо, а на столе кипятильник в старой кружке.

(с) Алексей Беляков

Чудесный текст. Яркий, эмоциональный, живой. Откликающийся где-то глубоко в мужском естестве. Но мне, как психологу и зануде, интересно отделить мух от котлет. Давайте попробуем вместе.

Что воспевается? Свобода. Свобода «от» (еще бывает свобода «для», но это явно не тот случай). Свобода от чего? Смотрим по тексту: От порядка, чистоты и комфорта. От привязанности к женщине и к месту. И самое главное — от ответственности. И порядок, и чистота, и тем более взаимоотношения с женщинами и детьми — требуют ответственности и зрелости. Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел…

Но, если присмотреться поглубже, здесь виден бунт. Бунт против поглощенности мужского женским
Мужского как устремленности вдаль, к новым горизонтам. Как открытие и исследование нового, выход за границы, исследование и укрощение частицы хаоса на границе неизведанного.
А женское — это покой, стабильность, консерватизм. Это традиция. Это дом. Это порядок. Это ожидание и принятие.

Если мужское гармонично взаимодействует с женским, мужчина уходит на охоту, но возвращается домой. Он совершает подвиги, но посвящает их своей женщине. Он приносит ей убитого мамонта. И ее благодарность наполняет его.

А если женский аспект преобладает (точнее, мужчина позволяет женскому преобладать), тогда теряется тотальность — мера жизненности. Мужчина становится удобным, но не вполне мужчиной.
Просто этот бунт — подростковый: он не может справиться с ситуацией — поэтому бежит из нее.
И еще по поводу беспорядка и грязных ботинок (не сразу дошло): если ты имеешь дело с грубой материей — тебе надо быть готовым к грязи и беспорядку. До тех пор, пока ты ее не упорядочишь и не укротишь. Тогда уже наступает чистота и порядок.
Женщина
и вектор мужчины
13.11.2017
Как женщина влияет на наличие вектора мужчины?
Во-первых, она кровно заинтересована в наличии этого вектора – для нее это, собственно, и есть признак мужественности.
Во-вторых, чем более классически распределены роли между мужчиной и женщиной в паре, тем важнее для нее реализация мужчины, так как, фактически, это и ее реализация: в классическом варианте женщина реализуется через поддержку мужчины. «За каждым великим мужчиной стоит великая женщина».

В третьих, одна из ее функций по отношению к мужчине — это провокация: она как будто испытывает его стойкость, пытаясь отвлечь его внимание от вектора на себя, на детей, на домашнее хозяйство. Это не означает, что мужчина, имеющий ярко выраженный вектор в жизни (например, миссию) не должен отвлекаться на жену, детей и домашнее хозяйство. Это означает правильную расстановку приоритетов: что ради чего. И баланса: если женщине оставить только обслуживающие функции и внимание по остаточному принципу — жди скандала, а то и развода: женщине, чтобы поддерживать мужчину, тоже нужна поддержка от него — в виде внимания, заботы, признания ее ценности, подтверждения ее женственности, красоты, желанности.

Но в современной реальности роли мужчины и женщины в паре смешаны — женщина тоже часто выбирает реализацию в социуме как свою важную жизненную стратегию. К тому же некоторые (многие?) мужчины застревают в подростковой, а то и детской фазе развития, подталкивая женщину к роли матери. И тогда роль женщины усложняется: возникает необходимость балансировать между ролями деловой женщины, реализующейся в социуме, матери, воспитывающей сына, и женщины, поддерживающей мужчину. Ей придется постоянно подталкивать его к принятию ответственности (это про взрослость), к выходу за границы (это про проявление мужского), и при этом быть готовым к тому, что это очень не быстрый процесс. И во-время подруливать, плавно сдвигаясь из материнского в женское.
А кому сейчас легко?

Успехов вам, дорогие женщины!
читать
Отдельные цели нанизываются на вектор как бусинки на нить. В отсутствии такого вектора мужчина может потерять ориентиры, тогда он начинает заполнять свою жизнь мелочами. Теряется смысл достижения отдельных целей. Его энергия, не находя применения, застаивается. Возникает неудовлетворенность собой и своей жизнью, которое транслируется вовне и воспринимается окружающими, особенно его женщиной, которая теряет возможность его поддержать: если он никуда не двигается, его не в чем поддерживать. Женщина испытывает раздражение, их отношения ухудшаются. Хобби отчасти компенсирует эту ситуацию, но недостаточно: ощущение, как будто большой смысл подменяется мелким.

Чем плотней самоопределение мужчины, тем более конкретно должен быть сформулированы цели, выражающие его вектор: поймать конкретного преступника (локальная) и дослужиться до полковника (глобальная), или ограбить банк (локальная) и свалить за границу (глобальная), купить «феррари» (может быть как локальная, так и глобальная), заполучить в свою постель конкретную женщину (локальная), чувствовать себя настоящим крутым мужиком (глобальная).
При более тонком самоопределении: разобраться в каком-то вопросе (локальная), чтобы стать хорошим специалистом (глобальная). На самом тонком плане вектор может быть совсем неконкретным: духовное развитие, благо всех живых существ. Надо отметить, что движение по вектору всегда связано с развитием — горизонтальным или вертикальным. Под горизонтальным я подразумеваю набор новых навыков и умений, преодоление страхов и ограничений. Под вертикальным — смену парадигмы мышления, трансформацию сознания.

Как понять, что ты с ним соединен?
Глобально — если ты знаешь, зачем живешь. Сын, дом, дерево. Диплом, кандидатская, докторская (не колбаса!). Младший бухгалтер — бухгалтер — старший бухгалтер. Наемный работник — руководитель — большой руководитель (или свой бизнес). Локально — если знаешь, зачем сегодня вставать.

Как мужчины его теряют?
С детства мы все мечтаем о чем-то, так что наличие глобального вектора, формирующегося из мечты, потенциально существует у каждого мужчины. Он может потерять его, если «обломается» — либо сам, не добившись (или, чаще, не дождавшись) ожидаемых результатов или подтверждений, либо с «помощью» близких: куда тебе в космонавты, или: вот получи нормальную специальность, а потом можешь (петь, играть в ансамбле, рисовать…). Впрочем, во всех этих случаях причина — в недостаточной приверженности/стойкости. А без стойкости никакой вектор реализовать не удастся — движение по вектору, как правило, связано с преодолением внешних обстоятельств и внутренних ограничений, в том числе, описанных выше.

То есть, получается, что наличие вектора напрямую связано с целеустремленностью и стойкостью, приверженностью. Фактически, если есть целеустремленность и стойкость — будет и вектор. Так что для обретения вектора необходимо формировать эти качества. Способов много. Самый «простой» — спорт, лучше — боевые искусства. Ставить и достигать небольшие цели, постепенно усложняя. Лучше иметь при этом ментора/наставника, который и поддержит, и вдохновит, и поможет разобрать ошибки и извлечь уроки, и даст вдохновляющего пинка — при необходимости. Иначе инертность и лень могут победить.

Есть еще одна возможность потерять вектор — когда ты его перерос, и подходишь к точке бифуркации/моменту трансформации. Когда прежние цели уже не вдохновляют, а мечты реализованы, то есть — кризис. Это процесс вызревания нового качества. Его нельзя торопить. Нужно ожидать, прислушиваясь к себе, присматриваясь к предложениям и вариантам снаружи. Но нужно быть бдительным: среди вариантов, предлагаемых снаружи, будут соблазны — они выглядят как повторение прошлого — улучшенное или ухудшенное. Если поддаться соблазну — развитие затормозится, так как точка бифуркации не пройдена. На этом этапе мужчине необходима поддержка близких и/или ментора.

После созревания нового качества оно проявляется как какой-то принципиально иной вариант жизни или деятельности: радикальная смена профессии, увлечение каким-то видом творчества, к которому с детства была тяга, дауншифтинг… Для меня это была смена деятельности научного сотрудника на целительство, а затем — психология, ведение тренингов. Тогда возникает новый вектор, определяющий направление твоего развития на следующий этап жизни.
читать
Про свободу
13.10.2017
Это сладкое слово — свобода… Для многих она является безусловной ценностью. За свободу люди отдают жизнь. Однако спроси человека: что такое свобода, — получишь множество противоречивых мнений. И это не мудрено: на разных этапах развития одни и те же категории наполняются разным смыслом и содержанием.
Итак, свобода. Свобода чего, от чего и для чего?

Свобода чего? Проявлений? Самовыражения? Проявлений чего? Если я могу ударить другого или забрать его собственность — это свобода? Это распущенность, а не свобода. Я завишу от своих импульсов и желаний — какая уж тут свобода…

Свобода выбора? А на чем основан выбор? На предпочтениях? Тогда это зависимость от предпочтений ума.

Свобода от чего? От наказания? То есть — я могу делать, что хочу, и мне за это ничего не будет? Это безнаказанность, а не свобода.

Свобода для чего? Чтобы в моей жизни становилось все больше того, что для меня важно и ценно? Тогда это зависимость от того, что мне важно и ценно, а не свобода.

По мере развития человек проходит через разные этапы понимания свободы.
На этапе детства свобода — возможность получить то, что хочешь, и как можно быстрее.
На подростковом этапе свобода — это свобода бунта против родителей.
На зрелом социальном уровне свобода — осознанная необходимость, возможность осознанно принимать обстоятельства, которые я не могу изменить, и в этих обстоятельствах максимально реализовывать себя. И так же осознанно изменять, не бунтуя, обстоятельства, которые можно изменить. Но здесь возникает вопрос: что находится в центре посыла к изменению и реализации. И если в центре — не любовь или не сострадание, такая реализация тоже не ведет к свободе. А дальше?

А дальше — духовный поиск и духовная реализация.
И на этом этапе раскрывается изменчивость мира. И свобода — это непривязанность: невозможно привязаться, если все меняется.

А дальше — открывается пустотность. И свобода на этом этапе — свобода проявлений своей истинной природы.
А дальше?...
читать
Точка опоры
29.09.2017
Вы, возможно, удивитесь — я с удовольствием смотрю сериала «Ольга». Там есть сцена, когда сталкиваются два мужчины. Один из них (Григорий) — романтик, который верит во все хорошее. У него есть ценности. Это придает ему силы в сложных обстоятельствах. Он способен принимать решения и действовать. Второй — полицейский. Сильный, уверенный в себе. И вот они сталкиваются из-за женщины. И романтик проигрывает. Он не просто отступает — он уходит от женщины, скрывается, меняет место работы. В чем причина? Ведь, казалось бы, у него есть ценности, опора на которые должна давать ему силу?

Причина в том, что у него есть КАРТИНА МИРА, которая не соответствует реальности (впрочем, никакая картина мира не соответствует реальности хотя бы потому, что картина застывшая, а реальность живая и текучая). И он ВЕРИТ в свою романтическую картину. Полицейский нанес удар в самую суть — он разрушил его картину мира, сообщив ему факт, который в нее не вписывается и который невозможно игнорировать.
И мир рухнул.

Именно поэтому он уединился — ему нужно восстановить (пересоздать) картину мира.
Полицейский же ни во что не верит. У него нет картины мира — как нет ее у животных. Он опирается на личную силу, но главное — на эгрегор государства. И эта опора дает ему силу и уверенность. На что же опираться нам, зная, что любая картина мира не точна?

У нас есть 3 опоры:
Во-первых это переменчивость: все меняется, и надежными являются только перемены. Мы можем быть твердо уверены: то, что есть сейчас — изменится. И наша задача — вкладываться в то, чтобы эти изменения происходили в нужном нам, положительном направлении (говоря другими словами, чтобы наша карма улучшалась). Это о развитии.
Во-вторых это наши ценности: как бы ни менялись обстоятельства жизни, наши ценности (особенно вечные) — надежный фундамент.
В-третьих, знание, что мы умрем. Осознание этого факта помогает отделить важное от неважного, ценить жизнь и ее мгновения, и строить жизнь так, чтобы важного было как можно больше — чтобы не было мучительно больно…
читать
Про мужчин
09.07.2017
В последнее время в разговорах разные женщины задают мне один и тот же вопрос: Почему мужчина не хочет делать по отношению ко мне простые вещи, которые мне необходимы для того, чтобы его же и поддерживать? Ему даже не нужно догадываться — я неоднократно говорила ему прямым текстом. И дело-то не слишком сложное: обнять, сказать нежные слова…
Вот что пришло в ответ:

Мужчина не любит идти на поводу у женщины, и причин две: одна истинная, другая — так себе.
Истинная причина в том, что у женщины по отношению к мужчине есть среди прочих две роли: быть вызовом и быть музой.

Быть вызовом означает провоцировать — сбивать его с курса, с его вектора следования по жизни — чтобы убедиться в твердости его намерений. Конечно, делает она это не осознанно — жалуясь, что он мало внимания уделяет ей и детям, пытаясь подчинить его себе. Для того, чтобы реализовать эту роль, женщине ничего не нужно: все необходимое встроено в нее от рождения. Задача мужчины в этом случае — проявлять твердость духа и стойкость приверженности к своему вектору, своему Пути, и одновременно — мягкость по отношению к женщине и гибкость в выборе тактики следования своему Пути. Быть музой — означает поддерживать в его реализации, на его Пути, вдохновлять на новые свершения. Чтобы реализовать эту роль, ей нужна поддержка мужчины в ее женственности и красоте. При недостаточной мудрости мужчина путает эти роли, и проявляет стойкость там, где нужно проявить любовь и великодушие.

Причина «так себе» в том, что мужчина на любые требования женщины реагирует как подросток – когда невозможно сказать «извини», если от тебя кто-то требует извинения — даже если тебе ясно, что ты был не прав.

Чтобы эти открытия не остались втуне, мы со Светланой планируем осенью начать вести совместную программу для пар. Мое название - «Идеальное партнерство». Версия Светланы — «Идеальный партнер». А что вам больше откликается — первое или второе?
читать
О женщинах
17.04.2017
Светлана Борковская попросила меня помочь в разработке нового тренинга «Женщина навсегда» (Woman forever). Она спросила, чем женщина отличается от тетеньки. Мы стали обсуждать, и вот какие удивительные открытия случились.

Тетенька — это бесполое существо, неопределенного возраста, не имеющее контакта со своей женской природой и сексуальностью, озабоченное текущими проблемами. Мы обнаружили несколько разновидностей:
• Бизнес-вумен (чакра — манипура (солнечное сплетение), гипертрофированная) — может быть с крепко сбитым телом, а может быть прекрасна внешне. Вопрос, тетенька она или нет, определяется тем, вспоминает ли она, что она женщина, когда работа заканчивается — и заканчивается ли у нее работа.
• Сварливая грымза (чакра — манипура, пораженная) — обозленная на весь мир женщина любого возраста (за то, что он ее не оценил).
• Истеричка (чакра — анахата (духовное сердце), пораженная) — женщина с гипертрофированными эмоциями — положительными или отрицательными.
• Эстетка (чакра — вишудха (горло), гипертрофированная) — женщина, как правило, странного, необычного или вызывающего вида, рассуждающая об искусстве, реже — занимающаяся искусством.
• «Синий чулок»(чакра — аджна (лоб)) — «умная» женщина, рассуждающая о чем угодно, спорящая и доказывающая — как правило, доказывающая, что она умная.
• Эзотеричка (чакра — сахасрара (макушка), пораженная) — колдуньи, гадалки, гуру от эзотерики.
Это все-некоторые крайние, болезненные и иногда разрушительные проявления вполне ценных и прекрасных женских качеств.

Настоящая женщина может иметь любые из этих проявлений. Но, когда она соединена со своей женской природой, женской сексуальностью, они перестают быть болезненными. Они становятся ее сильной стороной, проявлениями уникальности, придают ей шарм и очарование, за которые мы, мужчины, их (вас, дорогие дамы) и любим.
читать
Непостоянство и мы
17.04.2017
Наш ум тяготеет к стабильности: иллюзия стабильности дает иллюзию безопасности. И то, и другое является иллюзией: какая уж тут стабильность в нашем быстро меняющемся мире. Поскольку основная задача ума-выживание, а программы выживания работают в постоянных условиях. Стабильность дает опору. Поэтому ум цепляется за стабильность, стараясь не замечать изменений.
А если изменения все же происходят, ум сопротивляется, пытаясь « провернуть фарш обратно».
Мужчина женился на женщине, и затем хочет видеть ее всегда такой же — и внешне, и внутренне. А если она меняется (а она не может не меняться), сначала возникает желание не замечать эти изменения, а затем — протест: ты не должна быть такой. Когда я на тебе женился, ты была… Естественно, то же верно и для женщины по отношению к мужчине. При этом мир не следует убеждениям ума и постоянно меняется. И когда изменения накапливаются настолько, что их невозможно не заметить, человек вдруг «прозревает»: где были мои глаза?

Но изменения не происходят мгновенно — они накапливаются постепенно, и внимательный взгляд их отмечает. Если присутствовать в происходящем, можно «слышать, как растет трава».

Возникает два вопроса:
1. Если стабильность — иллюзия, на что опираться? Ведь уму нужна опора.
2. Зачем слышать, как растет трава?
    По вопросу опоры.
    Опираться нужно на что-то по-настоящему стабильное. Что же это? Перемены. Перемены — это то, в чем ты точно можешь быть уверен. Перемены гарантированы. Что бы ни было, что бы ни происходило, можно быть уверенным: это изменится. Мало того, это меняется прямо сейчас. Внимательное присутствие, признание перемен дает возможность быть сонастроенным с происходящим. Не важно, нравится вам или нет то, что происходит — оно изменится. И на это можно твердо рассчитывать.

    По вопросу зачем.
    Во-первых, это дает возможность вносить свои посильные коррективы в происходящее, когда они еще могут быть слабыми, пока процесс не слишком отклонился и поэтому не требует сильных воздействий.
    А во-вторых, человек получает удовольствие — и даже наслаждение — именно от перемен: когда через его органы чувств проходят, сменяясь, ощущения, конечно, если человек не сопротивляется этим изменениям, этому потоку.
    Например, запах кофе доставляет удовольствие, когда он движется через нос, сменяя тот запах, который был до него. Если же провести долгое время в помещении с запахом кофе, удовольствие будет, когда ты выйдешь из этого помещения. То же со вкусом кофе или с любым другим вкусом.
    Если же человек сопротивляется этому запаху или вкусу, он страдает от него — и тем сильней, чем сильней сопротивляется.
    Одна из причин сильного удовольствия от секса — в том, что накапливается большой энергетический потенциал, который затем за короткое время протекает через органы чувств, принося наслаждение — если ты открыт для него — и боль, если сопротивляешься. Так что перемены — это источник наслаждения, если быть к ним открытым и сонастроенным с ними.

    Поэтому осознанность — это еще и осознавание переменчивости, текучести настоящего, чувствование этого течения и принятие его, наслаждение им.
    читать
    Перемены — это то, в чем ты точно можешь быть уверен.Что бы ни было, что бы ни происходило, можно быть уверенным: это изменится.
    Мало того, это меняется прямо сейчас
    Как
    я пришел
    к онлайн-программе «Жизнь
    как поток»
    05.06.2017
    Идея программы «Жизнь как Поток» пришла ко мне, когда я думал о повышении эффективности тренингов: даже после очень качественного тренинга, с глубокими открытиями и работающими инструментами, мало кто в состоянии использовать весь потенциал тренинга и его инструменты: глубоко въевшиеся привычки быстро возвращают обратно. Для того, чтобы последствия тренинга не исчезали, нужна очень сильная встряска — да и та не является гарантией: даже когда человек узнает близкой смерти и пересматривает всю свою жизнь, свои ценности и приоритеты — и вдруг выясняется, что это ошибка — жизнь его обычно быстро входит в прежнее русло: такую силу имеют над нами привычки. И преодолеть привычки можно, только создав новые — а это не быстрый процесс. Тогда, опираясь на опыт проведения поддерживающих занятий, а также доказавший свою эффективность формат коллективного взаимодействия, использовавшийся в бизнес-классе для предпринимателей, я и придумал структуру и содержание программы «Жизнь как Поток», и несколько лет весьма эффективно проводил ее.

    Программа показала высокую эффективность для участников — те, кому хватало терпения и настойчивости дойти до смены контекста, получали разительные изменения в своем самоощущении, в качестве жизни, в качестве взаимоотношений с близкими. Особенностью этой программы были еженедельные встречи с участниками, поэтому она работала только для Москвичей, притом, что среди наших выпускников было много иногородних и даже иностранцев (проживающих в других странах). И у них тоже был запрос на подобную программу. Я вначале даже не рассматривал вариант проведения онлайн программы: по моему глубокому убеждению, самое главное в программе происходит благодаря прямому контакту ведущего с участниками.

    И, все же, со временем стало ясно, что все обучающие процессы (а их в программе немало) легко выполняются онлайн. Опыт проведения онлайн-медитации тоже подтвердил ее эффективность. Конечно, в онлайн-программе на участника ложится бОльшая ответственность и бОльшая нагрузка — коллективная энергия, возникающая на еженедельных живых встречах, и невозможная онлайн, сильно повышает эффективность всех процессов. Однако и здесь есть возможность частично решить этот вопрос через коллективное онлайн пространство и структурированное взаимодействие в нем. При этом участник получает возможность участвовать в программе из любой точки, где есть интернет — было бы желание.

    А ценность создания в своей жизни потоковых переживаний, сопровождающихся высокой эффективностью действия и переживанием счастья настолько высока, что помогает преодолеть инертность и неэффективные привычки. Так что я решил запустить онлайн программу «Жизнь как поток». До встречи на программе!
    читать
    Про внутреннего критика
    31.03.2017
    Внутренний критик — важный персонаж в жизни многих. Он ругает, критикует. Часто-голосом и интонациями кого-то из родственников. Обычное естественное желание — избавиться от него — ни к чему не приводит. Этот нудный надоедливый голос продолжает звучать, портя настроение, а то и здоровье. Как любой внутренний персонаж, внутренний критик — потенциально ценная наша часть, но, как это часто бывает, из-за того, что мы не в состоянии выстроить с ним правильные (эффективные) отношения, он действует разрушительно. В чем же его потенциальная польза и можно ли научиться использовать его именно в этом ключе?

    Давайте рассмотрим, на что направлен его голос, к чему он побуждает, о чем он заботится, пусть не в самой эффективной форме. «Ты опять накосячил. Ты не в состоянии сделать даже самое простое дело. Ты ни на что не годен. Ты выглядишь ужасно…» О чем он заботится?

    О том, чтобы мы были эффективными, полезными, хорошо выглядели. То есть его позитивное намерение — наше развитие. Но делает это он, как умеет — резко, грубо. И результат, которого достигает — зачастую прямо противоположный: настроение падает, руки опускаются. Я пишу «он», но на самом деле — это ты сам себя таким образом подталкиваешь к развитию. Внутренний критик — это часть тебя, которой ты «поручил» стимулировать себя в своем движении, поскольку лень и сопротивление мешают тебе, тормозят. Он отражает — и выражает — твое отношение к самому себе.

    На начальном этапе развития способ насилия, критики, подталкивания вполне оправдан: слишком велико внутреннее сопротивление. Но на следующем этапе полезно заменить критику мотивацией, морковку сзади — на морковку спереди. Сделаю зарядку — выпью кофе. Закончу отчет — съем конфету. Найду работу — куплю себе новое платье. Для этого нужно передоговориться с Внутренним критиком- чтобы он не ругал, а мотивировал. И потренироваться в этом, создавая новую привычку. Как только критик заводит свою привычную песню, нужно остановить его и придумать мотивацию, которая поможет преодолеть инерцию или страх, и от его имени предложить эту мотивацию.

    На следующем этапе можно использовать метод вовлечения: давай сделаем то-то и то-то, представляешь, как будет круто: и дальше вдохновляющая картинка. Это-продвинутая мотивация.

    И на самом верхнем уровне вместо вовлечения мы опираемся на вдохновение — состояние подъема, испытуемого от осознания ценности для других людей и мира результатов, которые мы создадим своими вдохновленными действиями.
    читать
    О любви
    31.03.2017
    Любовь — это сила притяжения, которая помогает преодолеть страх перед близостью и создать эту близость. То есть любовь сама по себе, конечно, ценное переживание, но когда люди женятся/выходят замуж, они идут навстречу любви, потому что их притягивает возможность близости. Но тут же включается страх, и люди начинают ожидать, что партнер создаст эту близость, что они получат ее от партнера... Но тут же включается страх, и люди начинают ожидать, что партнер создаст эту близость, что они получат ее от партнера. А близость получить ни от кого невозможно, ее можно только создать. Но мешает страх. Поэтому люди в паре конкурируют, воюют, конфликтуют, играют в разные игры, цель которых — добиться близости от партнера, самому не подставляясь. А это невозможно. Это первая часть истории.

    Вторая часть истории заключается в том, что мужчина и женщина относятся к близости по разному. Женщине близость нужна как самоцель, как важное переживание. У мужчины вектор направлен вовне, на победу над миром, на преодоление, на создание, на сотворение. Ему близость нужна не как самоцель, а как опора для познания мира. Мужчина выступает как творец, проявляет аспект ТВОРЦА. (Здесь мы больше имеем в виду не мужчину и женщину, а мужское и женское). Женское при таком взгляде — это источник. Аспект творца — это сам процесс творения, а женское — это то, из чего творится. Из чего выходит и творец и творение.

    Поэтому для мужчины близость с женщиной нужна как контакт с источником. Потому, что только опираясь на источник, он может творить по-настоящему. Но он — это именно аспект творения.

    А женщине близость нужна, чтобы осознать себя как источник — она себя так не осознает. Она может себя осознать источником во взаимодействии с мужчиной, который творит. То есть и мужчина и женщина (и мужское и женское) познают себя, но познают себя во взаимодействии. Будучи источником, познать себя как источник невозможно. Можно познать (осознать) себя как источник, только отделяясь от источника и возвращаясь к нему. Источник всего не может познать себя, не создавая. Поэтому женщина может осознать себя источником, только контактируя с мужчиной, который из этого источника что-то порождает, творит. И она тогда — по контрасту с ним — чувствует (воспринимает) себя источником этого всего. Потому что она его поддерживает.

    — Получается, что из женского аспекта творить невозможно?
    — Конечно. Он не может творить — это чистая потенциальность. Женщина без мужчины (находясь в женском состоянии) не может сотворить ребенка.
    — То есть творит именно мужской аспект?
    — Именно. Он же активный, он и творит.
    — То есть, когда женщина реализуется (в социуме) — она реализуется через мужской аспект?
    — Конечно.
    — А когда женщина рождает ребенка?
    — Сам момент рождения ребенка — момент проявления, явления из небытия — это активность ребенка, женское начало в данном случае также является пассивным (в отличие от женского тела, которое в момент рождения очень даже активно. То есть и в рождении ребенка женское является источником. А роль матери — это мужское, то есть активное проявление: женщина как мать берет ответственность за жизнь ребенка, защищает его, направляет, то есть проявляет активность.

    Мужчина привносит в источник животворящее начало, импульс, который и определяет, что именно должно быть порождено из источника всего. Без этого начала источник остается потенциальностью всего, ничего не порождая. Так соотносятся мужское и женское в процессе творения.

    Еще раз: и мужчина, и женщина обладают и мужским, и женским аспектами. Женщина инстинктивно ищет близости с мужчиной, потому что для нее это возможность со-творения, со-творчества через мужское начало, через мужчину — в данном случае. А мужчине близость нужна для того, чтобы иметь доступ к этому источнику. Он может иметь этот доступ напрямую, если у него есть развитое женское начало. Кстати, все крутые бизнесмены, которых я знаю, обладают сильным женским началом. Они сбалансированные, у них не преобладает мужское. Мужское у них очень сильное, проявленное, но сбалансировано столь же сильным женским началом. Поэтому если они в женском состоянии – они очень глубоко в нем находятся, а если в мужском — очень сильно проявляются. Но в среднем их состояние нейтральное. Дальше женщина, не осознавая своего запроса, из страха одиночества цепляется за мужчину и трясет его, чтобы получить переживание близости. Мужчина, упираясь в свой страх близости, ее не дает. К тому же, если женщина его трясет, у него желание закрыться и сбежать. Она пугается и начинает еще сильнее его трясти, отчего он еще сильнее хочет сбежать. Получается нисходящая спираль. Женщина начинает истерить, потому что она боится. У нее истерика. Это для нее разрушение: она теряет близость, свою основу, возможность как-то ее проявить. Мужчина сбегает. Это естественное крайнее развитие событий. Среднее развитие событий-когда женщина понимает, что ничего от мужчины не получит, отворачивается от него и живет своей жизнью. Она не получает близости, забивает на нее и компенсирует это чем-то другим. Например, близостью с подругами. Там другая близость, но она есть. Они живут разной жизнью.

    Третий крайний вариант — когда они пробиваются через страх близости и все время делают шаг навстречу друг другу. Это очень страшно, потому что чем глубже, тем сильнее страхи, потому что тем большему испытанию подвергается эго. Но это тот путь, который развивает их обоих, развивает их отношения, развивает их контакт с мужским и женским и дает все больше наслаждения от переживания близости, то есть от переживания единства, которое потом может транслироваться на единство с другими людьми, обстоятельствами, частями Вселенной и т.д.

    И следующий шаг в этой истории в том, что вектор движения к близости — это принятие своего одиночества. Это значит, ты отцепляешься от всех людей, от всех обстоятельств, от всех зависимостей, от всех желаний получить что-то оттуда. И когда ты все это отпускаешь, ты падаешь. Падаешь в глубину. Ты перестаешь бояться, ибо если ты одинок – чего тебе бояться? Ты не боишься открыться, так как страх открыться связан со страхом, что тебя отвергнут. Но если ты за людей не цепляешься, тебе все равно – отвергнут они тебя или нет. Ты не боишься открыться. И, не боясь открыться, ты можешь открыто идти на взаимоотношения с человеком, а это и есть приглашение к близости. Не закрываться, не защищаться. Близость может быть на уровне общения, а может на уровне единства. А единство там, где ты одинок, она одинока, т. к. ОДИНОЧЕСТВО ЕСТЬ ПРОЯВЛЕНИЕ ЕДИНСТВА. Единство — предельная форма здорового одиночества. Здоровое — это значит принятое, а не рассматриваемое как страдание.

    Женщина перестает цепляться за мужчину. Она признает свое одиночество, принимает его и тем самым оказывается лицом к лицу со своим одиночеством. И, принимая его, она в него проваливается, соединяется с ним. Одиночество позволяет ей ни на что не опираться, кроме самого одиночества, и тогда наступает покой, тишина.

    — Почему покой а не страх?
    — Потому что страх на поверхности, там, где ты не принимаешь свое одиночество. Страх — это цепляние. А когда отпускаешь — а тебе для этого и нужно пройти через страх — тогда проваливаешься туда, где покой.
    — А что значит пройти через страх одиночества?
    — Это означает признать, что ты одинок, что всегда будешь одинок и с этим ничего поделать нельзя. А если ты застреваешь в страхе, тогда ты никуда не проваливаешься, страх управляет твоей жизнью, и тогда, конечно, никакой близости не может быть, потому что страх не создает близости, страх создает цепляние.
    — Предположим, я признаю, что я одинок и всегда буду одинок. Как это помогает что-то сделать со страхом? Мы проваливаемся в полное одиночество — и?
    — И это одиночество становится источником всех ресурсов. И оно становится источником проявления твоей уникальности. То есть, когда ты провалишься в свое одиночество, тем самым ты соединяешься со своей уникальностью, она начинает проявляться через тебя, твои действия, твои проявления.

    Когда ты с людьми, ты всегда притворяешься. А если ты один, тебе незачем притворяться, и, если ты знаешь, что ты — благая природа — тебе ничего не стоит пройти через этот страх, потому что ты (хотя бы умом) знаешь, что там, за этим страхом, тебя ждет твоя благая природа. А если ты считаешь, что ты не очень, тогда ты не можешь пройти через этот страх, т.к. если ты начнешь проявлять себя истинного, то это твое «не очень» и начнет проявляться. И когда женщина, соединенная со своим одиночеством — а, фактически, со своим источником, встречается с мужчиной, соединенным со своим одиночеством, которое у него проявляется как творческое начало — у них есть возможность пережить единство не только друг с другом, но и со всем миром. И тогда мужчина, опираясь на Источник, может творить — творить то, для чего он, собственно и рожден. Творить тотально. И такой мужчина оставляет яркий след в мире.
    читать
    Принятие своего одиночества. Ты отцепляешься от всех людей, от всех обстоятельств, от всех зависимостей, от всех желаний получить что-то оттуда. И когда ты все это отпускаешь, ты падаешь. В глубину. Ты перестаешь бояться, ибо если ты одинок – чего тебе бояться?
    О красоте
    31.03.2017
    Почему нас так привлекает красота? Красивый пейзаж, красивый цветок, красивая женщина? В чем секрет? На мой взгляд, красота — проявление совершенства мира в доступной для человеческого восприятия форме.

    Мастера говорят: Мир совершенен во всех своих проявлениях. Но для нашего омраченного ума значительная часть мира либо нейтральна, либо негативна. Но есть те проявления, где это совершенство пробивается через наши омрачения. И что-то внутри нас откликается: перехватывает дух, замирает… Это откликается наша душа, или наша истинная природа.

    Женщина своей красотой является проводником совершенства мира из глубины в проявленное, в наш человеческий мир. Есть такое выражение: «Красота — обещание счастья». Счастье — это встреча с Источником, а красота — путеводная звезда (или, менее романтично — стрелка компаса). При этом под красотой подразумевается не только и не столько красота формы — цветка или женщины — а, скорее, некий внутренний свет, одухотворяющий внешность и делающий ее красивой. Красота — это приглашение к источнику. Это женское.

    Мужчина же привлекателен (то есть привлекает к себе внимание) ощущением мужественности — вектором активности, который в более плотном проявлении воспринимается как агрессия, а в более тонком — творчество или вдохновение, с помощью которого мужчина творит, — на плотном (материальном) или на тонком плане (энергетически или эмоционально, создавая новые идеи, реализуя духовный поиск). Поэтому мужчина может не быть красивым внешне, его привлекательность — мужественность (то есть активность).
    читать
    О совести
    и о России
    01.06.2016
    Россия всегда была сильна — осознанно или нет — совестью. Я подозреваю, что сила России до революции и ее изобилие были основаны именно на том, что большое количество людей в той или иной степени старались жить по совести — и в народе, и купцы, и власть. Именно это и было уникальным путем России и ее уникальной миссией в мире. Именно это и пытаются — и весьма успешно — разрушить те, кому важно организовать на земле свой порядок, основанный на других, не нравственных, ценностях.
    Сложность в том, что совесть — категория очень тонкая, умом не понятная. Россия всегда была сильна — осознанно или нет — совестью. Я подозреваю, что сила России до революции и ее изобилие были основаны именно на том, что большое количество людей в той или иной степени старались жить по совести — и в народе, и купцы, и власть. Именно это и было уникальным путем России и ее уникальной миссией в мире. Именно это и пытаются — и весьма успешно — разрушить те, кому важно организовать на земле свой порядок, основанный на других, не нравственных, ценностях.

    Сложность в том, что совесть — категория очень тонкая, умом не понятная — особенно «тупым» умом (тупость — это не ругательство, это характеристика, как тупой нож: тупой ум не в состоянии различать тонкие категории). И страх или жадность (а они живут в уме) заставляют человека руководствоваться в выборе жизненных стратегий именно умом, а тихий голос совести, вместе с угрызениями, затыкается голосом ума, громко кричащего в уши о необходимости и «правильности». А ум может обосновать правильность чего угодно. Мы знаем, что в истории человечества особо извращенный ум обосновывал сжигание женщин и убийство младенцев, уничтожение целых народов, вырубание лесов, уничтожение секвой… список бесконечный, и он продолжается. Поэтому, кстати, так много аргументов «за» и «против» Крыма и войны в Украине — ум обоснует любую нужную ему позицию. В отличие от ума, восприятие ситуации через совесть однозначное (или близкое — интерпретация все равно происходит умом) у разных людей. У тех, кто слышит ее голос, кто чувствует ею жизнь.

    Сложность в том, что бесполезно взывать к совести того, кто давно и плотно живет умом — канал совести у него перекрыт — либо жадностью, либо страхом, либо и тем и другим. А в его уме уже давно живет объяснение, почему правильно жить именно так. Но есть множество людей, кто чувствует мир через совесть. И есть множество людей, кто ищет эту возможность — фактически, речь идет о восприятии жизни сердцем — именно там, в глубине, живет то, что мы называем совестью. И если начать и поддержать эту тему — она может стать основой для возрождения национальной идеи России: жить по совести.

    Еще одна сложность — практическая: как помочь — не призывами, а практически — тем людям, кто понимает ценность жить, опираясь на нравственные категории — не ментально, а сердцем. Часть из них может найти свой Путь в рамках классических духовных или религиозных традиций. А для тех, кто не готов присоединиться к традиционному направлению или религии, есть вполне практичная внеконфессионная программа — «Сердце воина», которая позволяет именно это: установить контакт со своим сердцем, а затем научиться воспринимать все обстоятельства жизни, себя и других людей именно сердцем — той глубиной, которая не ошибается, и всегда знает — туда или не туда: каким образом в каждой текущей ситуации, какой бы сложной она ни была, действовать, опираясь на свое изначальное добро так, чтобы количество добра в мире становилось больше.

    Еще одна сложность в том, что совесть — это только ориентир, она не является опорой. Поэтому, воспринимая нарушение совести в происходящем, люди (особенно в России), не имея другой опоры, опираются на свою тяжесть и инертность, в глубине которой зарождается и крепнет злоба. И дальше — взрыв, мятеж, бунт, который, будучи вызван совестью, в своем проявлении нарушает все законы совести. Отсюда все ужасы революции, гражданской войны. «Не приведи господь увидеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный!» — об этом.

    Опорой может служить то, что лежит глубже совести, проявлением чего совесть является: изначальное добро, изначальная благая природа, божественная искра. Не случайно в России категория добра была одной из определяющих: добрый человек, добрый день, добро пожаловать. Взывали: люди добрые! Когда человек внутри себя прикасается, а затем, укрепляя связь, начинает опираться на это внутреннее добро, он обретает огромную силу. Эта сила позволяла жить, не прогибаясь, сохраняя твердость духа в самых ужасных обстоятельствах — например, в лагерях — как немецких, так и сталинских. Об этом много писали очевидцы.

    Совесть — удивительная категория. Это то, чем человек тонко чувствует суть, глубину происходящего — с точки зрения «туда-не туда»: по совести — это значит, в направлении, когда добра в мире становится больше. По мере того, как сердце человека раскрывается, по мере того, как человек все глубже начинает воспринимать мир распахнутым сердцем, совесть как самостоятельная категория нивелируется — она сливается с тем источником, передовым пунктом которого она является — с благой изначальной природой человека, или, что ближе по звучанию нашей культуре — с божественным в человеке. Но до тех пор совесть — тот ориентир, который позволяет человеку выстроить свою жизнь в соответствии с глубинными законами бытия, не изучая и не исследуя эти законы.

    Трусливому уму кажется, что жить по совести не рационально, что не возможно быть счастливым, опираясь на совесть: совесть часто заставляет совершать поступки «не выгодные» — признаваться в ошибках, отдавать там, где хочется брать, сопереживать боли других, делиться тем, чего и так недостаточно… Но стратегически это всегда более выигрышная позиция, которая в жизни в долговременном плане дает гораздо больше «плюсов». Просто трусливый обыденный ум не в состоянии охватить эту перспективу, он заточен под краткосрочные задачи выживания типа «хватай и убегай». Это может принести удовлетворение — ведь схватил же, да еще и убежал! Но не счастье. Переживание счастья включает в себя отклик на более глубоком уровне — тем, что мы называем душой, истинным Я, благой природой, божественной искрой…

    Опора — изначально присущее добро. Дух не мятежный — опора, свет, радость, празднование. жизни.
    читать
    В чем уникальность программы «Развитие Сердца Воина»
    15.10.2015
    Программа задействует все аспекты человека: его тело, энергию, ум, волю и дух – за счет использования различных видов деятельности – медитация, работа с мечом, стрельба из лука, японская живопись (суми-э), работа с голосом, икебана и пр. В результате этого значительно ускоряются внутренние трансформационные процессы. Программа не связана с перепрограммированием ума (как делается в большинстве тренингов). Программа основана на раскрытии и реализации нашей благой природы. Программа позволяет выстроить личность, создав центральный стержень, основанный на благой природе, на который будут опираться вся остальные части личности. Естественным образом формируются базовые качества зрелой личности: достоинство, тонкая и глубокая, эффективная коммуникация, уверенность, основанная не на самоубеждении, а на опоре на свою благую природу.
    Раскрывая свое бесстрашное сердце, мы отходим от зацикленности на себе, являющейся глубинной причиной страха и неврозов, и поворачиваемся лицом к жизни, обретая возможность глубокого и точного взаимодействия с ней, а также – глубокого переживания каждого момента. Раскрывается изобилие и возможность праздновать жизнь, наслаждаясь простыми вещами.

    Программа имеет систему еженедельных поддерживающих встреч, с помощью которых осуществляется связь внутренних трансформационных процессов с обстоятельствами жизни, что позволяет использовать обстоятельства жизни для развития, а трансформационные процессы для получения масштабных результатов.

    Программа создана в рамках глубокой традиции, берущей начало от реальной, и при этом уникальной личности — царя Гесара, объединяющего в себе качества воина, правителя и просветленного Мастера, и передается через Мастеров, имеющих глубокую связь с этой традицией. Эта особенность гарантирует высокое качество и аутентичность передаваемых знаний.

    Программа является внеконфессионной — она не требует принятия какого-то мировоззрения или религии или отказа от какого-то мировоззрения или религии.
    читать
    Жизнь
    как Поток
    10.06.2014
    Что для меня программа «Жизнь как поток»? А что для меня жизнь? Существование белковых тел, как нас учили в рамках диалектического материализма? Или жизнь — это то, что ты переживаешь? Когда человек в коме — его белковое тело живет, но живет ли ОН? И что такое ПОТОК? В смысле, потоковое переживание?
    Когда я мчусь с горы на горных лыжах, ощущая единство пространства, лыж, тела, снега, гор, своего восприятия — это явно потоковое переживание. В этот момент времени не существует, и меня – как личности, отягощенной своей историей и своими заботами — тоже. Есть только движение. И когда я веду тренинг или мастер-класс, настроившись на аудиторию, поймав, почувствовав ее отклик, внутри меня происходит какое-то удивительное переключение, я начинаю ощущать пространство тренинга вместе с людьми как продолжение своего внутреннего пространства. Мои личные амбиции или опасения растворяются, я начинаю чувствовать информационно — энергетический поток, который управляет процессом, управляет мной, создается нечто целостное, куда все присутствующие, включая и меня, входят как важная составная часть. И при этом я ощущаю свою возможность влиять на происходящее.

    Или в процессе общения, когда удается преодолеть базовую разделенность и опасения, вдруг проявляется взаимный интерес, объединяющий нас в одно целое, и это целое больше, чем составляющие его части, и это целое живет и развивается в общении по своим внутренним законам- до тех пор, пока кто-то из нас не прервет или не завершит это единство.

    Подобное потоковое переживание возможно создавать в каждом виде деятельности – этому можно научиться. Но самое крутое — это уловить и оседлать максимально высокий и сильный поток, выходящий за рамки своей жизни — поток Миссии. Этот поток начинает трансформировать все твое существо, все твои индивидуальные маленькие субличности с их маленькими или большими «хотелками» — в одну целостную личность, твои негативности, в отсутствии Миссии отравляющие тебе жизнь — в мелкие волны на поверхности глубокого потока твоей жизни. «Жизнь как Поток» — о том как это создать в своей жизни — постепенно, пошагово.
    читать
    Расставайтесь на здоровье
    11.08.2011
    ИЛИ КАК СОХРАНИТЬ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ В ОТНОШЕНИЯХ
    Как сохранить свежие чувства в отношениях мужчины и женщины?
    Я сам в браке 30 лет, и для меня это тема животрепещущая.
    Как мне кажется, я и моя жена сумели сохранить в наших чувствах самое важное, трепетное и живое. Вот несколько моих рецептов.
    РАССТАВАЙТЕСЬ
    Когда люди встречаются и чувствуют, что это Тот-Самый-Человек, они так сильно цепляются друг за друга (из страха потерять, из страха одиночества), что не позволяют ни себе, ни партнеру меняться. Получается что-то вроде: «Если ты мне такой понравился, то, пожалуйста, всегда таким и оставайся». В этом случае отношения становятся предсказуемыми, теряют новизну. Он всегда такой, каким она хочет его видеть - она всегда такая, какой он привык ее видеть. Это очень быстро надоедает. Умейте расставаться на разные сроки. Расставайтесь, уходя утром на работу. Тогда вечером будет встреча нового мужчины и новой женщины. Каждый из вас за день что-то открыл, пережил, изменился. Вечером можно начать узнавать друг друга заново. Конечно, бывает страшно расстаться. Но если между вами есть сила притяжения – вы обязательно встретитесь.

    ИГРАЙТЕ
    Можно придумать огромное количество игр: вы только что познакомились, вы на необитаемом острове, вы — это не вы, а какие-то другие люди (персонажи). В играх открывается ваша творческая энергия, создается легкость отношений.

    УСТРАИВАЙТЕ ПРАЗДНИКИ
    Отмечайте не только дни рождения, новый год и 8 марта. Устройте себе праздник начала весны, праздник конца лета, праздник понедельника, праздник встречи, праздник расставания. Не ограничивайте себя в количестве радостных дней в году. Это наполнит жизнь яркими моментами.

    ДАРИТЕ ПОДАРКИ
    Это не обязательно должно быть каждый раз что-то значимое и дорогое, как бриллиантовое колье. Подарком может быть любая милая мелочь, цветок, шоколадка — все, что будет приятно для твоего любимого человека. Это выдергивает из рутины.

    ИЗВИНЯЙТЕСЬ
    Всегда есть, за что извиниться: за то, что не понял или не поняла, за то, что что-то не получилось, что-то не произошло в задуманный срок… Извинение снимает барьеры, не дает возможности создать почву для неудовлетворенности друг другом, позволяет прояснить ситуацию. После этого отношения продолжаются «с чистого листа».

    БЛАГОДАРИТЕ
    Благодарность — очень мощный конструктивный катализатор отношений. Не обязательно даже говорить спасибо за что-то конкретное. Можно поблагодарить любимого человека за то, что он такой красивый, за то, что он тебя слушает, за то, что он рядом.

    ЧАЩЕ ОБНИМАЙТЕ ДРУГ ДРУГА
    Физический контакт человеку просто необходим. Дети вырастают больными, если их недостаточно часто берут на руки. Нам всем не хватает объятий и прикосновений. В современном обществе самым распространенным прикосновением является рукопожатие. Но наше тело требует контакта. Поэтому обнимайте друг друга, целуйте, держитесь за руки — все это создает близость.

    ГОВОРИТЕ О ЦЕННОСТИ ДРУГ ДРУГА
    Почему-то мы часто подразумеваем, что наш партнер знает о своей роли в нашей жизни. Об этом стоит говорить вслух. Конечно, любимому приятно это слышать. Но когда ты говоришь о ценности партнера, это важно даже больше тебе, чем ему. Ты в этот момент вспоминаешь то, ради чего вы встретились. Эти моменты возобновляют ваши отношения.

    СОВЕРШАЙТЕ МАЛЕНЬКИЕ БЕЗУМСТВА
    Смешные глупости разрушают рутину. Ходите босиком по траве, играйте в снежки, шлепайте по лужам, валяйтесь на полу. Позвольте себе быть смешными и глупыми. Раскрывайте и наполняйте ваши отношения каждый день, тогда счастье и любовь будут сопровождать вас, вдохновляя на новые свершения.
    читать
    О духовности, совести
    и деньгах
    04.07.2007
    Дух — это восходящий поток из глубины вселенной «наружу». В энергетической структуре человеке есть срединный канал, в котором дух может восприниматься напрямую, как восходящий снизу вверх поток. Этот канал перекрывается снизу страхом смерти, похотью и жаждой власти. Но возможен прямой канал, соединяющий духовное сердце с предельной глубиной, с божественным, который позволяет определять, насколько гармонично, насколько в соответствии с «божественным» происходящее или замысливаемое. Этот канал называется «совесть», со-весть, весть от Бога.
    Поскольку есть много людей, не имеющих этого канала (это не вина их, а беда), у них нет внутреннего ориентира, для них составили правила на основании совести. Правила мертвые, поэтому они не так точно позволяют ориентироваться, но все же лучше, чем ничего. Современный Западный мир (капиталистический) построен так, что поверх моральных принципов построен мир из денег (как энергии). Все духовные ориентиры заменены на выгодно-не выгодно.

    Все люди инстинктивно сравниваются по принципу «кто сколько стоит» (это можно осознать, по тому, что ты инстинктивно чувствуешь, ведя машину, по отношению к людям в более дорогих машинах). Люди, эффективные в этом мире, ощущают пространство денег как свое жизненное пространство, они чувствуют потоки денег, они чувствуют заторы, они чувствуют, кому и сколько нужно дать и т.д. Они любят деньги как основу, базу этого мира. Явно или неявно они им поклоняются — поклоняются «золотому тельцу».

    Этот мир достаточно плотный, чтобы быть успешным в нем, нужно иметь плотную, сильную энергию и живое, динамичное сознание. НО! То, что называется совестью — гораздо более тонкий план, и чтобы это чувствовать, нужно иметь гораздо более тонкое сознание (хотя бы как аспект, т.е. не целиком), поэтому эти люди зачастую не имеют прямого контакта с божественным, и, чтобы сохранить самоуважение, им важно бывает прикрыть денежную суть этого мира моральными правилами.

    Но! Социальный мир построен не на моральной, а на денежной основе. Люди совестливые ( в России к их числу относят интеллигентов), а также «духовные искатели», имея этот канал, чувствуют что денежная основа мира «неправильная», поэтому они отвергают деньги как основу этого мира, рассматривая их как причину и источник зла. Но деньги не являются причиной, деньги — это разновидность энергии, на которой, к тому же, построена большая часть социума.

    Отвергая деньги, человек не только лишается возможности быть эффективным в социуме, но и перекрывает канал, по которому «божественное» поднимается снизу вверх, отвергает значительную часть этого (не социального, а божественного мира — кто же еще создал эту энергию?).

    Ключ к духовной жизни и духовной реализации в отношении денег — понимая их место и происхождение, относиться к ним, как к энергии, относиться с зарабатыванию денег, как к игре, не привязываться к ним, не считать деньги своими – просто есть часть энергии, отданная тебе в управление, и твоя задача — распорядиться ими наилучшим образом для решения стоящих перед тобой социальных задач, сверяя свои шаги, решения и действия с совестью.

    Кстати, гораздо более гармоничным было бы устройство общества на основе моральных принципов, где деньги — инструмент для реализации этих принципов. При социализме, при всей кривизне реализации, этот аспект присутствовал, именно поэтому социалистическая идея столь привлекательна для многих людей — идея, а не то, что мы с ней сделали.
    читать